Скоро в школу.
Этой осенью Ваш ребенок переступит ее порог. В Ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок придет в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка содержать в порядке свои вещи, застегивать молнии, завязывать шнурки.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы или на первом году обучения.
Если вас что-то будет беспокоить в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу.
С поступлением в школу в жизни Вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем Вы. Это учитель.Уважайте мнение ребёнка о своем педагоге.
Поддержите будущего первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты здорово справился с работой!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Оценивайте результаты работы, а не личность ребенка.Ребенок через отношение к своим поступкам, результатам в учебе формирует отношение к себе. Важно, чтобы в словах взрослых не смешивалось отношение к личности ребенка с отношением к его результатам в учебе.
Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Уважаемые родители!
Эти и многие другие игры помогут вам создать благоприятные условия для развития произвольного внимания, наблюдательности, памяти, воображения, логического и образного мышления ваших детей, будут способствовать формированию у них устойчивого познавательного интереса. Кроме того, эти развивающие игры позволят определить, на какие стороны психологической готовности к школе следует обратить особое внимание.
РАЗВИВАЕМ
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
РАЗВИВАЕМ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
На столе расставляются в любом порядке 10 игрушек или предметов. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на них в течение 10-20 секунд, а затем отвернуться. Вы в это время переставляете игрушки в другом порядке, можно даже убрать 1-2 игрушки, и после этого предложите ребёнку расставить всё, как было раньше. Если он вспомнил 6 и меньше предметов, нужно ещё поупражнять память и внимание, если вспомнил 7 или больше – прекрасный результат! Если хотите, и Вы поучаствуйте в этой игре, пусть ребёнок проверит Вашу память и внимание.
РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ
В эту игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.
РАЗВИВАЕМ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Перед детьми раскладывается серия последовательных картинок в неправильном порядке. Играющим предлагается установить верную последовательность картинок и составить по ним рассказ.
ТРЕНИРУЕМ ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ
Предложите ребенку игру "Как это можно использовать?"- найти как можно больше вариантов использования какого-либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.
Успехов Вам и терпения!
Как распознать стресс у ребенка?
Такое явление как детский стресс случается в жизни довольно часто. Многие думают, что стресс переносят только взрослые люди, а жизнь детей практически беззаботна. Но это не совсем так. Стресс – это неотъемлемая часть жизни, как взрослых, так и детей. Стресс – это реакция организма на переживания. В умеренных дозах он даже помогает организму сконцентрироваться и выполнить необходимое действие или задание. Но бывают ситуации, когда стресс становится слишком сильным и его невозможно контролировать. Особенно это тяжело даётся детям, так как у них нервная система ещё неокрепшая, не зрелая. А эмоциональное напряжение, которое может испытывать малыш настолько велико, что ему не под силу с ним справиться. Продолжительное эмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и впоследствии может привести к неврозам. В состоянии невроза ухудшается работа внутренних органов и систем организма, ребенок заболевает. Дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но и часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них часто может наблюдаться нарушения сердечного ритма. Очень часто длительное нахождение в стрессовом состоянии провоцирует снижение иммунитета, поэтому такие дети болеют чаще своих сверстников. Очень часто ребенок периодически жалуются на то, что у него что-то болит, но не всегда это так, это могут быть так называемые мнимые боли, которые так же указывают на стресс. Но стоит помнить, что длительный стресс может действительно вызвать например головные боли.
К сожалению, эти последствия стрессов редко своевременно замечают взрослые. Обычно они замечают, что с ребенком происходит что-то не ладно.
В первую очередь нужно понаблюдать за настроением ребенка. Настроение – это своеобразный индикатор. Устойчивое положительное настроение говорит о его позитивном психическом состоянии. Частая же смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорит нам об обратном.
Кроме подавленного настроения существует целый ряд признаков, указывающий на то, что ребенок находится в состоянии стресса:
1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему легко.
3. Ребенок становится очень обидчивым и, казалось бы, без веских причин. Часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.
4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, в своих силах, непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаще ищет одобрения и поддержки у взрослых, «жмётся» к ним, часто просится на руки.
5. Состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх с ровесниками. Одновременно у него могут наблюдаться трудности в соблюдении дисциплины.
6. Бывает ребенок начинает постоянно жевать или сосать что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.
7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, повторяющееся качание головой , передергивание плеч, ночное и даже дневное недержание мочи.
8. Некоторые дети , пребывая в состоянии стресса начинают терять вес, выглядеть истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
9. Расстройство памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса к тому, что раньше вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.
Что же делать, если все особенности поведения ребенка указывают на то, что он пребывает в стрессовом состоянии? В первую очередь необходимо понять причину стресса, поэтому обязательно нужно качественно проводить время с ребенком и обязательно разговаривать с ним, обсуждать прожитый день, происшествия, дела, эмоции.
Для маленького ребенка очень часто стрессовым фактором выступает смена привычной обстановки, например, посещение детского сада, появление нового члена семьи и так далее. Поэтому в связи с этим все изменения должны быть постепенными и последовательными.
Если с проблемой не удается разобраться самостоятельно, то лучше обратиться к специалистам. Психотерапевт и детский психолог помогут вам узнать у ребенка все то, что он стесняется или боится вам сказать. Чтобы успокоить нервную систему малыша можно обсудить с педиатром применение легких успокаивающих препаратов.