Страничка логопеда

  Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Детский сад № 1 "Дюймовочка" комбинированного вида"

г. Волхов

Страничка логопеда

 

 

 

 

 

Презентация комплекса «РЕЧЬ ПЛЮС» в группе компенсирующей направленности по преодолению ТНР «Радужка» подготовила учитель-логопед Зернова М.А.
2021-2022 учебный год
Всем нам известно, что в соответствии с ФГОС ДО направление «Речевое развитие» включает в себя следующие цели и задачи:
овладение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Овладение речью не является изолированным процессом, оно происходит естественным образом в процессе коммуникации: во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми) содержания, которое их интересует, действий, в которые они вовлечены. Длительных долгосрочных эффектов развития речи следует ожидать не от реализации специальных программ и занятий (например, с логопедом), но от постоянного пребывания
ребенка в речевой среде, насыщенной смыслом и культурными образцами общения, от поддержки речевой инициативы ребенка в повседневной жизни в детском саду и семье, а также от включенности ребенка в образовательные
события в дошкольной организации и за ее пределами.
        Таким образом, стимулирование речевого развития является сквозным принципом ежедневной педагогической деятельности.
        В этом нам помогает использование в своей ежедневной практической деятельности программно – дидактического комплекта «Речь: плюс. Речевое развитие в детском саду». Данный комплект:
позволяет полноценно, грамотно, эффективно и занимательно развивать речь детей дошкольного возраста;
охватывает все направления речевого развития;
предусматривает сопутствующий материал для речевого развития;
позволяет гибко использовать материал при проектировании образовательного процесса в ДОО.
Насыщенность одного пособия развивающими возможностями
Целесообразность и научность в подходе создания пособий , соблюдены все методические правила по освоению речевых разделов.

 


Большой выбор пособий и игр открывает возможности как для работы со всей группой или подгруппами, так и для индивидуальной работы и предоставляет возможность для формирования индивидуальных маршрутов при коррекции речи каждого ребенка. Карточки с заданиями для детей построены таким образом, что возможно подобрать индивидуальное задание каждому ребёнку. Карточки для педагога также организуют и облегчают работу.
Программно-дидактический комплект «Речь: плюс» «Издательства «НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» оказался просто незаменимым в работе материалом. Все игры и задания, так или иначе, используются в ходе НОД, индивидуальной работы или самостоятельной деятельности детей.  В своей статье я приведу описание пособий и игр, которые часто применяются в нашей группе.
Пособие «Звуки и слоги - набор фотокарт для развития речевого слуха». С его помощью формируем фонематическое восприятие, ритмический  рисунок слова и языковое чутье, слуховую память, реакцию мышления. Использую для автоматизации и дифференциации звуков,  формирования фонематического восприятия звуков родного языка, подготовки к обучению грамоте, классификации предметов, развития связной речи, формирования слоговой структуры речи.
Главная задача «Речевых кубиков» в том, чтобы ребенок заговорил — и заговорил легко и выразительно, грамотно и с удовольствием. Для этого должна сформироваться база: активный словарный запас, грамматический строй речи, интонационная выразительность, умение выстроить последовательность и, что немаловажно, желание и смелость высказываться. В «Речевых кубиках» заложены все эти возможности.
В наборе 10 кубиков четырех цветов: красные, синие, зеленые, оранжевые. На гранях кубиков – условные изображения, которые задают определенную смысловую и речевую направленность.
   Комплект «Слова. Обобщения»   полезен с точки зрения формирования психологической взаимосвязи речи и мышления, классификации и обобщения предметов. Карточки в данном комплекте разбиты по группам: мир животных, мир растений, мир предметов. И в каждой группе шесть видов. С их помощью педагог вместе с ребенком может решать несколько задач:
•                   развивать логическое мышление,
•                   формировать зрительно-моторную координацию,
•                   формировать грамматический строй речи,
•                   развивать связную монологическую и диалогическую речь.
Карточки-пазлы «Противоположности». На обороте каждой карточки слово-подсказка. С их помощью педагог вместе с ребенком может пополнять словарь детей, развивать память.
Пазлы «Сказки» -этот набор карточек предназначен  развивать умение рассказывать уже известные детям сказки. Но ребята могут и фантазировать, добавляя в цепочку героев из других сказок или придумать свою новую сказку, а также, добавляя карточку с вопросительным знаком, могут придумывать своего героя. Эта игра очень забавляет детей, когда играют в группе и «включают» фантазию. Наблюдать за ними в этот момент – одно удовольствие!
Пособие  «Один -два -много»  - это 88 карточек для грамматических игр. Материал очень полезен для освоения разных форм существительных, согласования их с числительными и прилагательными. Ребятам нравится узнавать, как произносить правильно то или иное слово. В этой игре, кроме количественных , математических понятий, они познают ещё и азы родного языка.
  В подготовительной группе вместе с детьми группы мы будем осваивать наборы пособий для подготовки к обучению грамоте. Их многообразие, эффективность позволит нашим детям успешно подготовиться к школьному обучению и получить незабываемые впечатления от познавательных игр. Для этих целей в комплексе «Речеплюс» есть Комплект «Буквы». Это большой комплект магнитных материалов для детей 4–8 лет. Игры с магнитными буквами и элементами букв помогают ребенку не только надежно освоить азбуку, но и научиться читать и выкладывать слова и подготовиться к письму. . Слоги «Животные». С карточками "Слоги. Животные" дети легко и самостоятельно усвоят, что  каждое слово состоит из слогов. «Детская типография» - этот набор предназначен для детских печатных работ. С помощью штампов дети знакомятся с буквами и учатся составлять из них слова.
  Комплекс «Речь: плюс» способствует предупреждению и коррекции недостатков всех функций речи.   Помогает в речевом развитии всех детей. Способствует формированию у ребенка устойчивых навыков и умений коммуникативной функции речи и успешного обучения в школе. Считаю, что такой комплект должен быть в каждом саду и в каждой группе. Он просто как палочка-выручалочка в работе педагога!

 

 

 

   

 

 

НУЖЕН ЛИ РЕБЁНКУ ГАДЖЕТ?
Известно, что технический директор eBay отправил своих детей в школу, где используют привычные, не связанные с новейшими технологиями, инструменты: ручки, карандаши, швейные иглы, иногда даже глину. Так же поступили сотрудники и других гигантов Силиконовой долины, таких как Google, Apple, Yahoo, HP. В той школе нет ни одного компьютера. Ни одного экрана. Их использование запрещено в классах и не поощряется дома. Откуда такая нелюбовь к гаджетам?
1. Задержка развития речи
Было проведено десятилетнее исследование, которое показало, что у 20% детей в возрасте девяти месяцев уже обнаруживалось запаздывание развития, если нянькой им служил телевизор. Большинство из них к трем годам отставали в своем речевом развитии на целый год.
2. Потеря контроля над эмоциями
Педиатр Дженни Радески из Бостонского университета утверждает, что активное использование гаджетов в раннем детстве мешает развитию эмпатии (умения сочувствовать), навыков общения и совместного решения проблем. Сенсорные экраны не дают развивать моторно-двигательные навыки, без которых потом гораздо сложнее осваивать математику и научные дисциплины. Дети, которых успокаивают с помощью электронных устройств, не научаются управлять своими эмоциями.

 

3. Одиночество
Проведенный опрос 57% населения Германии позволил известному исследователю социальных тенденций Хорсту Опашовски сделать вывод, что новые мультимедийные возможности – это одиночество с машиной, а не прогресс в области коммуникации.

 

4. Снижение познавательных способностей
Немецкий нейробиолог Геральд Хютер говорит о важности телесных переживаний в детстве. Бег, лазанье по деревьям необходимы для развития познавательных способностей. Как только ребенок садится перед телевизором или компьютером, у него притупляется телесное самоощущение. В предлобной коре мозга формируется восприятие, ориентация на внешний мир, стремление заранее просчитывать свои действия, справляться с неприятными эмоциями только в том случае, если ребенок испытывает все на собственном опыте.
5.Уменьшение объема мозга
Первая, решающая стадия развития мозга завершается в трехлетнем возрасте. В книге американского психотерапевта Линды Базел говорится, что если на этом этапе ребенок имел ограниченный доступ ко всему диапазону возможных видов деятельности и опыта, то многие нейрональные связи не образуются, и объем мозга остается на 25-30% меньшим. Это подтверждают японские ученые Кеп Ки Лоу и Райота Кэнэй. Они показали на снимках МРТ, как уменьшается, в частности, передняя поясная кора головного мозга, которая отвечает за когнитивные способности и умение контролировать эмоции.
6.Ухудшение моторики
Педиатр Линдси Марцоли утверждает, что пользование сенсорными экранами не дает детям развивать мышцы пальцев и кистей, необходимые для письма. Британский профсоюз учителей в 2014 году выступил с заявлением о том, что все больше детей не способны играть с кубиками и конструкторами, а также общаться со сверстниками из-за популярности мобильных устройств.
7. Клиповое мышление
Американский философ, футуролог и социолог Элвин Тоффлер говорит в целом о тенденции формирования клип-культуры. Клиповое мышление – особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа, теленовости. Психолог Ларри Розен считает, что сетевое поколение (generation Net) способно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки, но платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.
8. Проблемы со сном
Только что вышло исследование коллектива авторов норвежского медицинского журнала BMJ Open, которое показало, что с ростом времени использования электронных устройств снижается продолжительность сна и увеличивается время, необходимое для засыпания в среднем с получаса до часа. Чтение с гаджетов повышает психофизиологическое возбуждение, а также нарушает биологический ритм дня и ночи.
                                                               Учитель-логопед Лютынская М.В.
(по материалам статьи Кристины Бароян «Нужен ли ребёнку гаджет?»)

 

 

 

 

 


Ирина Коваль нейропсихолог
7 окт 2021
ПОЧЕМУ ВРЕДНО ЗУБРИТЬ СТИХИ+ АЛГОРИТМ ПОЛЕЗНОГО ВЫУЧИВАНИЯ

Заучивание стихов - полезное для ребенка занятие, которое уникальным образом влияет на мозг.

В школе я не понимала зачем учить стихи. Никто не объяснял, надо было сдавать, чтобы не получить неуд и не "отхватить" от родителей. Единственное, что помню "развивает память").

Как то это не вдохновляло на подвиги. Так и выросла- не любителем поэзии. Могу оценить шедевр, конечно, восхититься образами, чувством, талантливо "упакованным" в рифмы, талантом. Но читать для удовольствия всегда предпочитала прозу.

Выучить стих - это труд, это требует усилий. Ребенку легче (как и любому человеку) преодолевать трудности, когда есть смысл. Когда знаешь зачем усилия, как то, все проще.

ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ УЧИТЬ СТИХИ, ЧЕМ ЭТО ПОЛЕЗНО

1. Реакция головного мозга на поэзию уникальна: при прослушивании стихов, активизируются участки мозга, которые не задействованы во время других занятий. Это важно для развития творческого мышления.

Кстати, творческое мышление - это не про рисование, музыку и т.д.

Это часть мыслительный деятельности человека, которая отличается от алгоритмизированного мышления.

Она важна для развития ребенка, для жизни и даже для здоровья.

2. Пролонгированный эффект активизации работы головного мозга.

Ученые из Ливерпульского университета в Великобритании решили изучить свойства, которыми обладает поэзия. Наблюдая за людьми, читавшими сочинения Шекспира, Вордсворта, Томаса Стернза, Элиота, исследователи одновременно анализировали, как в это время работает их мозг.

Высокая поэзия, как обнаружили ученые, вызывает избыточное возбуждение в мозгу. Самое удивительное, что этот эффект сохраняется еще некоторое время: обработав необычное слово или оборот, мозг не возвращается в прежнее состояние, а сохраняет некий добавочный импульс, который подталкивает к продолжению чтения.

При чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слово. Особо же остро мозг реагирует на необычные поэтические обороты. Например, когда шекспировский эпитет «безумный» в адрес ветра заменяли на более простое в данном контексте слово «яростный», мозг воспринимал это прилагательное как само собой разумеющееся. Но именно необычный эпитет «безумный» заставлял нервную систему мобилизоваться, словно мозг пытался осознать, что делает здесь это слово.

3. Поэзия помогает самоанализу и рефлексии, обладает (не вся конечно) терапевтическим действием.

Читая стихи, мы активируем правое полушарие мозга, а точнее его зону, ответственную за автобиографические воспоминания. То есть когда мы, к примеру, читаем «Гамлета», то волшебные строки Шекспировской трагедии вызывают из глубин памяти воспоминания о возможном предательстве произошедшем с нами в прошлом или непонимании со стороны окружающих, которое мы могли ощущать ранее. Это сильный инструмент, который может использоваться в психотерапии, наряду с рисованием и музыкой.

Интересно, да?

А вот еще о сочинении стихов инфрмация.

По словам профессора Мэтью Либермана из Калифорнийского университета, собственные воспоминания, выложенные на бумагу, а также сочинение историй на основе личного опыта увеличивает активность в области мозга, отвечающей за контроль эмоций, и замедляет работу области, отвечающей за эмоциональные расстройства.

Профессор уточнил, что не имеет значения какого качества будут написанные стихи. Главное, что процесс написания будет обладать смягчающим эффектом на эмоциональное состояние человека, позволяя восстановить ментальный баланс. Единственное условие в том, что выложенное на бумагу должно быть как можно менее ярким и лишенным подробных деталей.

4. Выучивание стихов стимулирует разные виды памяти, восприятия, внимание, речь, мышление. Это, наверное, не новость, но факт).

Когда мы учим стихи, то мы тренируем те системы мозга, которые несут ответственность за развитие и сохранение памяти. В век информационных технологий, когда весь мир начинается от простого нажатия пальца на экран, люди перестали запоминать. Мы полагаемся на память компьютеров, мобильных телефонов и других девайсов. Но это притупляет нашу способность запоминать и наш мозг начинает медленно деградировать. Очень важно держать свой мозг в тонусе.

Особенно важно развивать память у современных детей цифрового поколения. Учить стихи- вполне подходящий и простой способ для этого.

Кроме этого в процессе выучивания стихов задействованы многие высшие психические функции, перечисленные выше - внимание, речь, мышление, восприятие разных видов.

Так что в труде по выучиванию стихов есть смысл, это полезно.

Смысл то этого занятия ясен, а учить стихи ребенку все равно трудно.

Можно ли ему помочь? Как сделать это эффективнее?

Можно, помочь, конечно. И нужно. Особенно в младшей школе нужно.

Мы ведь не только помогаем здесь и сейчас, но и обучаем ребенка учитьСЯ (учить себя, самостоятельно учить) что стратегически гораздо важнее.

ПОЧЕМУ НЕ РАЗУМНО ЗАЗУБРИВАТЬ СТИХИ

Итак, ребенку НАДО выучить стих. По программе или на мероприятие, в СЖАТЫЕ СРОКИ. Можно это сделать быстро, позитивно и с пользой.

Если ребенок повторяет одну и туже фразу, тупо зазубривает слова, у него работает только механическая память.

Механическая память у младших школьников и так хорошо развита. Надо развивать ее и дальше, конечно, но очень важно работать и над развитием смысловой памяти.

Смысловая память основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов.

Смысловые связи, устанавливаемые при осмысленном запоминании - это ассоциации, объединенные и обобщенные посредством слов в группы.

В противоположность смысловой, механическая память основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю последовательность явлений.
Смысловая память более продуктивна, так как опирается на системы временных связей, уже образованные в прошлом опыте человека, тогда как механическая память лишена такой опоры.
> Так вот, обратите внимание!

Смысловая память более продуктивна.

Чем ребенок будет старше, тем больше будет нуждаться в хорошо развитой смысловой памяти для эффективного обучения.

Если вы оставляете ребенка в младших классах зубрить стихи, вы делаете стратегически неверный выбор. Он не научится учиться и его смысловая память будет развита слабо.

Кроме этого, при зазубривании ребенок не задействует массу возможностей своего мозга.

При выучивания стихов можно и необходимо задействовать все каналы восприятия, разные виды памяти и добиться понимания сути и объяснить смысл.

КАК ОБУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЫУЧИВАТЬ СТИХИ, 11 важных пунктов

1. Наглядность.
Найти иллюстрацию к стиху хорошего качества. Их много в инете, бывают хорошие иллюстрации в учебниках.

Прочитать ребенку стих вслух и паралельно пояснить все непонятные слова, показывая картинку.

?Поясняем смысл происходящего, знакомим ребенка с новыми словами и понятиями.

Поясняя, например, что такое "кушак" в стихотворении А.С. Пушкина "Зима", вы показываете что это за предмет на иллюстрации, рассказываете зачем он, из чего его делали, как использовали кроме основного предназначения.

?Развиваем речь, мышление, слуховое восприятие, зрительное восприятие (рассматриваем иллюстрацию).

2. Замысел автора.
Рассказать ЗАЧЕМ этот стих написан поэтом, что он хотел донести, чем поделиться или что запомнить. Это тоже про смысл.

И про эстетику, про разницу восприятия у людей одного и того же и важность терпимого отношения к иному восприятию, про культуру речи, про то, как меняется язык, про историю, например, про отношения сословий, которые были в то время ("дворовый мальчик" у Пушкина - это как?).

?Развиваем мышление, речь, знакомим с историей и другими науками, показывая их взаимосвязь и формируем мировоззрение (ценности и установки)

3. Ощущаем стих.
Сделать акцент на рифмах, привлечь внимание ребенка к ним и подумать, почему именно эти рифмы были выбраны. Поговорить о сложности или простоте рифмы и о удивительной ритмике стихов.

Ритм можно простучать, прохлопать, протопать. Вы читаете, ребенок двигается.

?Развиваем речь, мышление, моторику, координацию, межполушарное взаимодействие (оно везде, на самом деле участвует, не только тут), память, восприятие.

Кстати, можно заучивать рифмы,а остальной текст автоматически за ними "притягивается". Такой лайфхак.

4. Слушаем эталон
Прослушать профессионального чтеца. Обратить внимание на интонирование, почему именно эти слова выделены интонацией, паузами. Какое настроение передаёт чтец, согласен ли ребенок с такой подачей или у него иное вИдение. Как бы он мог передать свое настроение от прочтения этого стиха.

?Развиваем все вышеперечисленное и просодическое восприятие речи.

5. Самостоятельно и вслух
Дать ребенку прочитать стих самостоятельно 2-3 раза. Про себя и вслух. Хорошо запоминается то, что ребенок делает сам и на этом этапе - самое время для самостоятельной работы под вашим руководством и помощью.

6. Кодировка
Применить кодировку словосочетаний и выражений, то есть нарисовать стих в образах или пиктограммами, понятными ребенку. Ребенок сам может нарисовать, вы только немного помочь.

Рисовать построчно, отделяя строки и не все сразу.
После того, как ребенок отрисует очередную строку - надо повторять стих с самого начала, глядя на пиктограммы.

К завершению рисования, как правило, стихотворение уже выучено, так как в процессе будет куча повторов по картинкам.

?Развиваем мышление, смысловую, ассоциативную, зрительную память, навыки конспектирования.

Дети младшего школьного возраста часто рисуют пиктограммы или картинки в соответствии с звучанием слова, а не со смыслом. Это естественно, не это нужно исправлять,особенно если у ребенка уже сформировалось негативное отношение к выучиванию стихов. Позвольте ему рисовать что-то забавное и изменить его восприятие стихов, как чего то занудного.
После, когда отношение измпеится, можно будет поправлять и подсказывать иной вариант картинки, более соотносящийся со смыслом слова.

7. Пантомима
Проиграть" стих в виде движений или пантомимы. Вы говорите фразу, ребенок ее показывает. Ребенок показывает, вы говорите фразу.

? Развиваем мышление, смысловую, ассоциативную, моторную память, коммуникативные навыки.

Еще один лайфхак. Можно начинать заучивать стих с последней строфы, постепено переходя к началу. Обычно конец плохо запоминается, идет наложение информации. Если сначала учить последние строфы, мы избегаем этого неприятного явления. Только повторять стихи, когда в основном все запомнилось, надо в правильном порядке, с первых строк к последним.

8. Движение
Важно! Ребенок должен активно двигаться в процессе выучивания. Предоставьте ребенку свободу движения. Или лежания. Двигательные закрепощение, сидение в одной позе не помогают мозгу ребенка учиться, как раз наоборот.

? Так мы создаём благоприятные условия для мозга и для развития костно-мышечной системы.

9. Перерывы
Делать перерывы, не нужно "сидеть" над стихом подряд полчаса. Активное повторение строфы несколько раз, не более 3 минут, перерыв 5-10 минут, снова повторение. Можно пользоваться песочным часами. После того, как запомнил - переход к следующей строфе.

? Создаем благоприятные условия для мозга, даем ему время и ресурсы для создания новых нейронных связей.
А как вы думаете мозг стихи запоминает? Ему необходимы перерывы от "загрузки". Надо ведь и "переработать" и "упаковать", то что загружено.

10. Повторение
Когда выучены все строфы, еще не идеально, начинаете повторять стихотворение целиком. Сначала глядя на кодировку, потом просто по памяти. Можно подглядывать в кодировку, если что то забылось.

Если ребенок может по памяти, не сбиваясь повторить стих 2-3 раза - все! Оставляете стих и ребенка в покое до ночи.

Повторяете стихотворение на ночь, прямо перед сном, в постели. И утром, после пробуждения.

? Напоминаем мозгу , что это важная информация, привлекаем его внимание к укреплению новых связей. Ночью как раз мозг может этим заняться без помех.

11. Поддержка и одобрение
?Важно показывать, как вы рады, что ребенок старался и учил усердно, эмоциональное тепло, доброта, поддержка от родителя- самый ценный мотиватор для ребенка.

? Создаем мотивацию для мозга, связку : труд по запоминанию - потом прияяяятно!

Это все "механика", отдельные элементы процесса, одинаковые для всех. Для того, что они работали, учеба шла бодро, важно системно создавать благоприятные для обучения именно ВАШЕГО РЕБЕНКА условия.
Весь процесс должен происходить на позитивном фоне - доброжелательное лицо, интонации.

Хронический, перманентный фон любви в семье - важное условие успешного обучения.
В процессе занятий необходимо исключить эмоциональное насилие, замечания, сарказм, риторические вопросы и так далее.
Мозг легко учится в условиях безопасности и комфорта, а не напряжения и стресса

Надо все эти методы подстроить под индивидуальные особенности вашего ребенка - темперамент, актуальный уровень развития, индивидуальный латеральный профиль, ведущий канал восприятия и прочее.

Кому то пиктограммы рисовать эффективнее, кому то движениями сопровождать и пантомимой, кому то читать с листа и повторять с перерывами.
Все дети разные, не забудьте про самого ребенка, увлекаясь применением "механики".

Было полезно? Интересно?
Сердечко и комментарий - уместный способ поблагодарить автора:)
Особенно важны комментарии - они позволяют продвигать пост, его видят бОльшее количество родителей.

С уважением, Ирина Коваль детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нейропедагог, нутрициолог, учредитель семейного центра "Лесенка" автор курсов экспертного родительства
                                                                                                          

 

Конспект открытого занятия для учителей начальных классов
средней общеобразовательной школы №6
в подготовительной группе компенсирующей направленности
на тему: «Как Весна пришла в гости к старику-Годовику»

 

 

 

.
Автор конспекта:
учитель-логопед
Лютынская М.В

 

г.Волхов
Задачи.
Образовательные:
- учить выделять и называть признаки весны,
- продолжать упражнять детей в назывании времён года и весенних месяцев,
- продолжать развивать умение различать живые и неживые предметы,
- учить находить причинно-следственные связи в явлениях живой и неживой природы,
- учить использовать знания о признаках весны при ответах на вопросы
 - учить строить развёрнутое суждение, умозаключение.
Коррекционно-развивающие:
- развивать слухоречевое внимание,
- продолжать развивать фонематический слух,
- продолжать учить детей делить слова на слоги,
- продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве,
- учить грамматически правильно строить предложение,
- учить составлять краткий рассказ о весне, используя план-схему,
- закреплять навыки осознанного чтения.
Воспитательные:
- учить слушать и слышать педагога,
- воспитывать умение договариваться, работать в команде.

Материалы и оборудование.
Мольберт. Картинки о весне для составления предложений, картинки сказочных персонажей сыновей- марта, апреля, мая; опорные картинки о приметах весны для составления рассказа, карточки с напечатанными словами-месяцами весны, предметные картинки перелётных птиц,
 Тико-конструктор.
Обручи. Слоговые домики. Цифры 1,2,3,4.
Игрушки из кукольного театра: сова, черепаха.

 

 

 

 

«Как Весна пришла в гости к старику-Годовику»
Ход занятия.
Дети играют в групповом помещении.
Логопед-сова.
- Я сова-большая голова. Летаю по лесам вижу всё и тут, и там. Ух! Ух! Ух!
От сказки захватило дух. Послушайте сказку.
Жил-был в дремучем лесу старик-Годовик. У старика было 4 дочери: Зима, Весна, Лето, Осень.
Они никогда не забывали навещать отца, которого очень любили, но не
могли прийти к нему все вместе. Вот пришла к старику-Годовику старшая дочь – прекрасная Зима.
Воспитатель-черепаха (за ширмой).
-Ох! Ох! Ох! Сова-большая голова, Зима уж была в гостях. Поможем старику-Годовику встретиться с Весной.
Уходи скорей, Зима!
Ведь Весне прийти пора.
Перестань скорее злиться
Мы устали с гор катиться.
Логопед-сова.
- Только Зима за порог, как стучится в дверь красавица Весна, а рядом с Весной её сыновья…
Воспитатель (черепаха).
- Ха-ха-ха! Где же сыновья?
Логопед (сова).
- Найдём. Посиди, сова, посмотри, как мы будем Весну встречать и
её сыновей искать.
Воспитатель-черепаха.
- Ребята, говорите чётко, громко, медленно, красиво, чтобы я слышала.
Логопед.
- Дети, назовите звуки по порядку в слове март.
-…
- Назовите согласный, твёрдый, звонкий звук,
- …
- согласный, твёрдый, глухой звук
- …
- Вот- 1ый сын Весны. Читай… (картинка + печатное слово: март)
- Назовите 1-ый звук в слове апрель.
- …
- Определите последний звук в этом слове.
- …
- Дайте характеристику звуку (ль).
- …
- Как зовут 2-го сына Весны?
- …
- Прочитай … (картинка + напечатанное слово- апрель)
- Назовите звуки по порядку в слове май.
- Назовите гласный звук в этом слове.
-…
- Почему он гласный?
- …
- Вот и 3-ий помощник весны-месяц…(май)?
-…
- Читай (картинка и печатное слово-май).
- Как вы, думаете, какой месяц весны самый холодный? Почему?
-…
- А какой месяц самый тёплый? Почему?
-…
Логопед.
- И начали 3сына помогать матери… 
Дети подходят к столу, на котором разложены цветные сюжетные картинки.
Дети (по очереди) составляют предложения о весне по картинкам.
- Там, где весна с сыновьями пройдёт:
- солнце пригревает, снег тает, …, …, … .
- Вместе с весной запели птицы…
 Сова (логопед).
- Я задумала птицу: 1-ый звук (г), последний (ч).
(Если дети отгадывают название птицы, то берут со стола картинку).
- (с)-------(й), (к) ------ (а), (у)-----(а), (л)-----(а),(с)---(ц), (ж)----(ль), (а)---(т),…
- Как называются эти птицы? Почему?
- Стали птицы весело переговариваться словами-неприятелями:
- Я, аист большой, а я соловей … маленький, а …,
- Грач чёрный, а аист… .
- У журавля длинная шея, а у кукушки… .
- У грача клюв острый, а у лебедя клюв… .
- У цапли длинные ноги, а у утки… .
Черепаха.
- Хватит спорить.  Разлетайтесь по местам – слоговым домам.

Сова-логопед.
- Поселите птиц в их слоговой дом (корзинки-гнёзда с цифрами , по количеству слогов в словах-названиях птиц 1,2,3,4).
- …
Логопед проверяет выполнение задания.
-  Куда сова делась? (Сова перелётная птица?)
- …
Логопед.
- Настало время проявить ловкость, внимание.
- Подвижная игра «Птицы-гнёзда -птенцы».
Черепаха.
- Молодцы! А теперь вы собирайтесь на 2 команды разделяйтесь!
(дети самостоятельно делятся на команды по 7 человек)
Черепаха.
- 1-ая команда - «Чудесный ледоход», 2-ая команда - «Волшебная сосулька»
- Прочтите слова, которые относятся к теме: «Весна»
-…
Логопед.
-Хорошо! 
Черепаха.
-  Хотите пригласить гостей, ваших будущих учителей, в команды?
-…
Гости (учителя подходят к 1-ой и ко2-ой командам).
- Дети, мы приготовили для вас задания: «4-ый лишний», «Образуй сложное слово из двух слов», «Нелепицы».
-…
Логопед.
- Команда «Чудесный ледоход» и команда «Волшебные сосульки», предлагаю вам составить рассказ о весне по опорным картинкам.
-  …
- Как выдумаете, пришла Весна к старику-Годовику?
- …
- Кто помог старику-Годовику встретиться с Весной?
- …
- Какие задания выполнять было трудно?
- …
- Мы ещё будем составлять рассказы о весне, читать предложения об этом времени года. Черепаха прощается с детьми до следующей встречи.

Литература.
1. Дидактическая игра «Времена года»
2. Е.В. Кузнецова И. А. Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5-7лет» 
3. Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова
 «Логопедические занятия в детском саду» М. «Скрипторий», 2015

Приложение к конспекту.
Игра «4-ый лишний».
 Назови лишнее слово.
Подснежники, весна, листопад, грач.
Сосульки, капель, проталины, урожай.
Грач, журавль, сова, аист.
Март, апрель, декабрь, май.

Словесная игра. «Образуй одно слово из 2-хслов» 
У аиста длинные ноги, он (какой?)…(длинноногий)
У соловья звонкий голос, значит соловей (какой?) ... (звонкоголосый)
У ласточки хвост длинный, значит она (какая?) …
У лебедя длинная шея, он какой? (…)
У утки плоский клюв, она (какая?) (…)
У аиста длинный клюв, он какой? (…)

Игра «Нелепицы»
Послушайте предложения. Расскажи, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
Птенцы высиживают яйца.
Из яиц птиц вылупились змеи.
Ласточка летает под землёй.
Кукушка гогочет.
Птенцы строят гнёзда.
Скворец живёт в будке.

Игра малой подвижности «Птицы-гнёзда-птенцы»
По команде «Птицы», дети передвигаются легко на носочках, взмахивая руками, по команде «Гнёзда» - собираются в центре, встают в тесный круг, обхватив талию друг друга. «Птенцы» - находят «гнёздышко» (обруч), часто взмахивают руками, пищат. Проигрывает тот, кто запаздывает, ошибается.


 

 

          РЕБЁНОК НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН ИЛИ МИФЫ,
          КОТОРЫЕ СОЧИНИЛИ РОДИТЕЛИ МАЛЫШЕЙ

В практике учителей-логопедов всё чаще встречаются дети с задержкой речевого развития, неговорящие, дети с другими тяжёлыми нарушениями речи.
 Данные из статьи современного ученого И. Б. Карелиной подтверждают практические наблюдения специалистов:
"От года к году число детей, имеющих различные речевые
нарушения, значительно увеличивается. За последние 20 лет нами
было обследовано 23963 ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет. Из них
лишь 31 % имели нормальное речевое развитие и 63 % – различные
речевые нарушения, в том числе такие, как дизартрия и алалия, а
также 6 % детей имели различные психические и сенсорные нарушения, такие как аутизм, нарушения интеллектуального развития и тугоухость".
??К сожалению, за последние несколько лет ситуация ещё больше ухудшилась. И по данным Министерства просвещения уже 87 % малышей имеют задержки речевого развития. И только у полутора процентов это обыкновенная темповая задержка, когда ребенок может неожиданно "разговориться" сам. В остальных случаях речь идёт о серьезной, патологии.
Но, часто, родители не замечают проблемы или не хотят замечать, или успокаивают себя, сочиняя разного рода мифы.
?? Миф №1. СЕЙЧАС ВСЕ ДЕТИ ПОЗДНОГОВОРЯЩИЕ
Реальность.  Развитие речи в норме изучалось многими отечественными учеными (Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, В.И. Бельтюкова, А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин) и опирается на серьёзные научные труды. Оно не изменилось ни за последние десятилетия, ни за последние годы и не может измениться, потому что возникновение и развитие речи, прежде всего, зависит от определенной степени зрелости коры головного мозга и определённого уровня развития органов чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса, речедвигательного и речеслухового анализаторов). И с тем, и с другим у большей части малышей сейчас возникают серьёзные проблемы. И вот это как раз подтверждают исследования современных учёных.
??Миф № 2. НАШ СОСЕД НЕ ГОВОРИЛ ДО ПЯТИ ЛЕТ, А ПОТОМ КАК РАЗГОВОРИЛСЯ.
Реальность.
Профессор Е. П. Харченко пишет по этому поводу: "Дети, которые самостоятельно, без коррекции, начинают говорить с 3-х лет и позже, которых в пример ставят некоторые обыватели "а вот наш сосед в 3,5 заговорил, и у него все хорошо" - это КОМПЕНСИРОВАННЫЕ ДЕТИ. Значит, либо мозговая дисфункция была небольшая, и мозг смог сам наладить функцию речевой зоны, либо причина была в дефицитарном развитии - педагогической запущенности, или неврозе (психологической проблеме). В любом случае, когда эти дети приходят в школу, в большинстве своём они приобретают диагнозы СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания), дисграфию, дислексию - нарушение процессов восприятия чтения и письма". Помните, что сейчас таких детей не более полутора процентов! Кроме того, при обучении в школе эти дети редко бывают успешными.
????Не стоит верить мамам, которые говорят: "А вот мой...", "А вот мои ...".  Ученые делают выводы, проведя исследования на тысячах и десятках тысяч детей. Верьте только специалистам.
??Миф № 3. РЕБЁНОК НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН.
Реальность.
Не должен. Но если ребёнок развивается нормально, и его мозг развивается нормально, и все его органы чувств развиваются нормально, то в период с года до года и двух месяцев у него появится два десятка первых слов, а в период с полутора лет до года и девяти месяцев у него появятся первые предложения из двух слов: "Дай биби!", "Сиди тут", "Хочу пить" (может звучать так: "Атю пить" и "Хатю пить").
Профессор Харченко говорит о том, что "если у ребенка в 2 года нет фразовой речи – значит у него дисфункция речевых зон мозга или более серьёзная причина задержки развития, поэтому бездействие и неправильная реабилитация приводят к последствиям, которые после 6 лет уже невозможно компенсировать. Пластичность мозга наиболее активна именно до 6 лет. Если ребенка привели в 2-2,5 года, то шанс того, что он выйдет в норму, очень высокий, а если привели в 4-5 лет, то уже осталось год-два, и за это время можно только улучшить его состояние, а не максимально восстановить, реабилитировать, как при раннем обращении".
??Миф № 4. РЕБЁНОК НЕ ХОЧЕТ ГОВОРИТЬ.
Реальность.
 Если ребенок не говорит, он НЕ МОЖЕТ ГОВОРИТЬ, и для этого есть серьёзные причины, которые необходимо выявить и устранить как можно быстрее. Чем дольше ребёнок остаётся безречевым, тем сложнее ему помочь.
!Если вы видите, что ребёнок не говорит полтора-два десятка слов к полутора годам, если у него нет предложений в речи в два года, ищите специалистов, которые работают с малышами. Не теряйте времени!
??Вот «дорожная» карта для вас, уважаемые родители.
?Если ребёнок не говорит в два года, необходимо обратиться к следующим врачам-специалистам:
• неврологу;
• оториноларингологу, сурдологу (иногда причина задержки речевого развития – это нарушение слуха);
• психиатру.
Если участковый педиатр сочтёт нужным, он направит ребёнка ещё и к гастроэнтерологу, аллергологу, мануальному терапевту и другим специалистам.
?По назначению специалистов необходимо пройти все функциональные исследования, которые будут назначены. А это могут быть следующие исследования:
• нейросонография головного мозга(НСГ);
• компьютерная томография (КТ) или магниторезонансная томография головного мозга (МРТ);
• ультразвуковое исследование головного мозга (УЗИ);
• электроэнцефалография (ЭЭГ);
• ультразвуковая диагностика сосудов шеи и головы (УД);
• спондилография шейного отдела позвоночника в трех проекциях;
• исследования слуха (КСВП, АСВП).
?Проводите лечение, назначенное специалистами в полном объёме.
?Сочетайте лечение с коррекционными занятиями у логопеда. Если логопедом будет рекомендовано обращение к нейропсихологу или дефектологу, выполните эту рекомендацию и начинайте занятия с нейропсихологом или дефектологом.
?В соответствии с рекомендациями логопеда организуйте домашние развивающие занятия с крохой, сопровождайте весь процесс ухода за ребёнком потешками и пестушками, пойте ребёнку колыбельные, читайте русские народные сказки, играйте в игры с пальчиками, в подвижные игры, игры для сенсорного развития (цвет, форма, величина предметов).
?Абсолютно исключите пребывание ребёнка у гаджетов. И не говорите, что ребёнок привык. Это вы его приучили! И это только ваша вина! Ограничьте время пребывания ребёнка у экрана телевизора до десяти минут при условии, что это будет просмотр соответствующих возрасту ребёнка мультфильмов в вашем присутствии, т.к. детям необходимы разъяснительные комментарии в ходе просмотра.
Данных рекомендаций, по организации домашнего развивающего обучения, следует придерживаться всем заботливым родителям. Ведь речь ребёнка развивается тогда, когда вы с ним разговариваете, общаетесь.    

  
 Учитель-логопед Лютынская М.В. по материалам статьи
Нищевой Н.В. шеф-редактора журнала «Дошкольная педагогика»

 

 

 

 

 

Рекомендации учителя-логопеда

 

 

Развитие речи у детей.

 

 

Речь формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Поскольку речь не является врождённой способностью человека, то для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости, а органы чувств ребёнка – слух, зрение, обоняние, осязание, вкус – были также достаточно развиты. Очень большое значение имеет окружающая среда. Необходимо, чтобы ребёнок получал новые яркие впечатления, надо создать такую обстановку вокруг него, которая бы максимально способствовала развитию движений и речи. Многие родители делают ошибку, стараясь подлаживаться под детский язык и коверкая слова, почему-то полагая, что такая речь более понятна ребёнку. Чем больше вы будете разговаривать с ребёнком, тем больше будет тех слов, из которых впоследствии развивается активный словарь.

Обычно к 4 – 5 годам все возрастные неправильности речи исчезают, но это во многом зависит от правильности речи взрослых. Старайтесь побольше читать ребёнку сказок, а затем разберите их вместе с ним, остановитесь на хороших героях и отрицательных, выясните, почему они такие, попросите потом ребёнка рассказать сказку папе, бабушке или дедушке. Если к вам приходят знакомые с детьми, устройте детский концерт: пусть малыши рассказывают стихи, сказки или выдуманные ими самими истории. Главное при этом то, что они приобретают опыт пересказа, учатся правильно формулировать мысли и логике мышления. Однако подбирать тексты для ребёнка надо очень осторожно: они должны точно соответствовать произносительным возможностям ребёнка, в противном случае возрастные неправильности закрепляются и могут даже приумножаться.

Родители, помните: чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легчу ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита.

Самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, и в результате начинают развиваться комплексы, снижается успеваемость, появляется неуверенность в себе. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной.

 Постоянно поправляйте ребёнка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии будет довольно трудно преодолеть.

                                                                                                                Успехов!

 

                                                                                                   Учитель-логопед Марина Велориновна Лютынская

 

 

 

 

Для заботливых и внимательных родителей.

 

 

О неправильностях речи, встречающихся у детей.

 

 

Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба. Кроме того, они еще не могут воспринимать на слух и точно различать все звуки речи.

Маленькие дети чаще всего имеют следующие ошибки при произношении:

1. Плохо произносят шипящие фонемы ш, ж, ч, щ:

а) произносят нечётко;

б) заменяют их свистящими с, з: «каса» (каша), «сапка» (шапка), «зук» (жук), иногда ш заменяют на ф (фапка – шапка), ж на в (вук – жук), ч на ц или ть (оцки, отьки – очки), щ на сь или ть (сенок, тенок – щенок);

в) пропускают: «апка» (шапка), «ук» (жук).

2. Звуки р и л:

а) пропускают и искажают: «ак» (рак), «ыба» (рыба);

б) заменяют их звуками л, в, й: «йак» (рак), «лабота» (работа), «колова» (корова), «ампа» (лампа).

3. Свистящие звуки с, з, ц искажаются:

а) произносят недостаточно чётко;

б) пропускают (амок – замок), (веток – цветок);

в) с заменяют на ф (фобака – собака), з на в (вамок – замок), ц на т (тветок – цветок).

4. Звуки г, к, х:

а) пропускают (леб – хлеб), (ром – гром);

б) заменяют на т и д (тлеб – хлеб), (дости – горсти), (тоска – кошка).

Трёхлетние малыши говорят ещё короткими фразами, состоящими из двух-трёх слов, и хотя их речь постепенно усложняется, но порядок слов не всегда правилен, часто бывает искажён род имён существительных (один машин), несогласованы падежные окончания (у меня нет другов). В этом возрасте характерно сокращение слов, когда выпадает первый или безударный слог (лисопед – велосипед, милинел – милиционер), звуки переставляются местами. Фантазия малышей нескончаема, поэтому все неправильности этого возраста довольно трудно перечислить.

Иногда родители не считают нужным поправлять малыша, считая, что со временем он выговорится. Все время надо следить и добиваться, чтобы речь ребёнка была ясной, чёткой и внятной, и не быстрой.

Однако постепенно все недочеты уменьшаются и к четырём годам многие уже овладевают правильным звукопроизношением.

Если вы замечаете, что к 4 четырём годам речь малыша не становится лучше, стоит обратить на это внимание и обратиться за помощью к специалисту.

                                                                                                                       Желаю успехов!

 

 

                                                                                                                   Учитель-логопед Марина Велориновна Лютынская

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 07.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения